Новости

21 ноября 2018

22 ноября Церковь молитвенно вспоминает житие и подвиги святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского

Наша прихожанка поделилась своими воспоминаниями о паломничестве на Эгину.

Удивительный святой, прославленный чудотворениями и особой помощью больным «чумой» 21-го века — онкологическими заболеваниями, стяжал любовь во всем христианском мире. Но для нас, группы обыденских прихожан, под окормлением протоиерея Андрея Чернеева совершавших паломническую поездку по Греции, знакомство с этим святым оказалось нежданным. В выданном экскурсионным бюро списке посещаемых святых мест, конечно же, значились остров Эгина и Свято-Троицкий монастырь с мощами святого Нектария. Более того, нам даже вручили акафист святителю — на обложке книжицы был изображен статный митрополит (к слову, оказавшийся по фотографиям добрым и мудрым старичком из русских сказок). Но к кому мы едем, большинство из нас никакого представления не имело.

И вот перед нами совсем маленький дворик с низкой церковью… А внутри нее  первое, что бросилось в глаза, — потолок, весь увешаннный большими и маленькими лампадами, что, конечно, вызвало удивление и вопросы. Но монахиня-экскурсовод сразу же объяснила, эти лампады — знак благодарности за молитвы преподобного об исцелении больных раком.

И сердце наполнилось необыкновенным, теплым миром. Помню, мы никак не хотели уходить, батюшка прочитал акафист, спели величание святому, Богородице, несколько раз приложились к главе святого, а выходить так никто и не торопился… Только увещевания гида и предстоящая экскурсия в келью святого оторвала всех от молитвы.

 Но обо всем по порядку… 

Будущий святой, Анастасиос Кефалас, родился в 1846 году в во Фракии, в бедной многодетной семье (он был пятым из шестерых детей Димоса и Марии Кефаласов). Отсутствие финансов компенсировалось благочестием, крепкой верой, любовью и взаимопониманием, царившими в семье. Получив начальное образование, Анастасий отправился в Константинополь, чтобы заработать себе на учебу. Для пропитания он устроился рабочим табачной лавки и школьным смотрителем. В 1866 году переехал на Хиос, где стал учителем и проповедником. В столь молодом возрасте — 22 года — Анастасий стяжал большую любовь учеников и их родителей. В этот период жизни Анастасий посетил Афон и, решив посвятить свою жизнь служению Богу, принял монашеский постриг с именем Лазарь. Менее чем через три месяца, 15 января 1877 года, митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона с наречением имени Нектарий.

Будучи уже монахом, Нектарий заканчивает обучение на богословском факультете Афинского университета и переезжает в Александрию.

23 марта 1886 года Патриарх Александрийский Софроний IV рукополагает его в сан священника и назначает в Свято-Никольский храм Каира. В этом же храме вскоре его возводят в сан архимандрита, а спустя некоторое время Патриарх принимает решение о присвоении ему титула Верховного Архимандрита Александрийской Церкви. 15 января 1889 года Нектарий хиротонисан в епископа Пентапольского с возведением в сан митрополита.

Конечно, святой Нектарий своими талантами был достойным кандидатом для такого высокого сана, но столь быстрый «карьерный» рост вызвал у недоброжелателей нешуточную зависть и опасения, что митрополит может стать следующим Патриархом Александрийским. В июле 1890 года митрополит Нектарий был отправлен на покой как «не ужившийся в климате Египта». На самом деле причиной такой резкой перемены стала клевета…

Вернувшись в Афины, митрополит Нектарий тщетно пытался найти место служения, его нигде не принимали, и до конца жизни святой нес крест опального или, как он сам подписывался, «путешествующего епископа».

Никакая клевета, однако, не смогла убить любовь людей к доброму пастырю. Одной из чад митрополита стала королева Ольга, благодаря ходатайству которой он назначается директором богословской школы в Афинах. На собственном опыте испытавший, что значит остаться без работы, он, будучи руководителем учебного заведения, временно исполнял обязанности приболевшего работника, занимающегося… уборкой — лишь бы не лишать того работы, взяв другого человека.

Число духовных чад росло, некоторые девушки высказывали желание пойти в монастырь, но не хотели лишиться своего духовного наставника. Тогда святой подыскал землю на территории разрушенного монастыря и занялся постройкой новой обители. Но и на старости лет скорби и клевета не обошли митрополита Нектария, уже живущего в монастыре…

Святые угодники Божии, видя пороки и греховность приходящих людей, покрывают немощи человеческие любовью. Вот и святитель Нектарий всегда считал приходящих к нему лучше, духовнее, чем они были на самом деле.

Премудро Господь скрыл от нас, грешных, мир бесплотных сил, только чистые сердцем и крепкие духом могут видеть его. Вспоминается случай из жития святого Нектария, когда, прогуливаясь по монастырю и беседуя с монахиней, святитель спросил: «Хочешь увидеть своего Ангела Хранителя?» — и получил положительный ответ. «Смотри, он перед тобой», — добавил святой. Увидев Ангела, монахиня в ту же секунду упала в обморок…

…Неизгладимое впечатление произвела на нас экскурсия в келью святого. Это довольно маленькая, десяти- или двенадцатиметровая комнатка, но так в ней так спокойно, так мирно.

Обстановка кельи очень незатейлива: справа от входа кровать, слева шкаф, прямо комод и… образ Той, Которой святой посвятил более четырехсот песнопений. Наиболее известным и любимым из них православными в России является «Мария, Дево чистая, Пресвятая Богородице», сразу узнаваемое благодаря припеву «Радуйся, Невесто Неневестная…». Настолько умилительно это пение, что многие начинают разыскивать первоисточник, и им оказывается греческое «Агни Парфене».

Именно перед этой, любимой, иконой Царицы Небесной особенно усердно молился святой. Как рассказали сестры обители, такой образ святой Нектарий увидел во сне и долго объяснял не одному иконописцу, какой лик у Богородицы, но никто не мог изобразить Пречистую так, как видел Ее святой. Все написанные по его просьбе иконы он раздаривал. И только однажды иконописцу по молитвам святого Нектария удалось написать чудесный лик. Он и вправду волшебный! Епископ Нектарий с большой любовью принимал всех приходящих со скорбями и радостями и молился перед этим образом Пресвятой Богородицы. 

Изливая всю свою любовь к Божие Матери в стихах и в молитве святой всегда старался подчеркнуть свой «статус» просящего милости, любви и ходатайства Матери перед Сыном. В молитве к Пречистой он обращался на «Вы», при этом имея смиренное дерзновение. «Божия Матерь, я Вас очень прошу испросите милости у Вашего Сына (в исцелении, разрешении вопроса и в других многочисленных просьбах…)» И прибавлял, если дело не терпело отлагательств: «Божия Матерь, только нам вот очень-очень скоро надо, завтра. Я Вас очень прошу — исполните мою просьбу…» Своему усердному просителю Богородица отвечала всегда… иногда оживая в любимом образе.

В шкафу, которых находится к келье, много разных предметов, но особенно на себя обращают внимание морские губки. С ними связана удивительная история. Ловцы губок, не поймав ничего в один из дней или ночей, пришли просить молитв у своего святого, живущего на острове. Следующие погружения оказались очень удачными. Когда стали рассматривать губки, то у всех на месте среза увидели четко выраженный крест. В благодарность за молитвы ловцы принесли губки святому.

Не менее удивительная история была и с кроватью преподобного. После преставления ко Господу келья всегда оставалась открытой для приходящих в монастырь паломников. Но однажды сестры увидели, как дети залезли на кровать и начали баловаться. Тогда сестры приняли решение отгородить кровать и не разрешать приходящим сидеть или лежать на ней. Преподобный рассудил иначе. Явившись во сне одной из монахинь, он попросил открыть доступ к кровати… Полежать на скромном ложе святого мы, конечно, не дерзнули, но, стоя на коленях, все приклонили на нее головы в надежде на вразумление. Мы ведь уже знали, что в официальном житии святого зафиксировано немало фактов исцеления людей даже от соприкосновения с одеждой, принадлежащей эгинскому святителю.

Первые свидетельства чудотворений почившего митрополита были явлены сразу после его кончины. Когда святого стали переоблачать в одежду для погребения, то снятую рубашку положили на кровать парализованного и уже умирающего человека. Парализованный тут же встал совершенно здоровым телесно, а главное, духовно, ведь первыми его словами стало благодарение Господу!

Не оставляет святой Нектарий своим милостивым предстательством верующих в его помощь. Одно из свидетельств чудесных исцелений нашло отражение в акафисте святителю Нектарию: «Раковую язву кровоточащу на груди имея, иерей храма твоего, Нектарие, смятелся, егдя ты явлься облобыза его, аки во плоти сый; он же исцеление получив, тебе невидиму бывшу, со слезами возопи Богови: Аллилуия».

При перезахоронении тела святого пришлось вскрыть гроб, и было засвидетельствовано нетление тела святого Нектария, одежды, бывшей на нем и даже букета фиалок, который был во гробе. А после прославления в лике святых, когда стали поднимать мощи, тело уже оказалось подверженным тлению — чтобы на радость православных христиан частицы мощей могли распространиться по всему миру.

Святой отче Нектарий, помолись своей чудесной молитвой ко Пресвятой Богородице о нас, грешных, болящих, скорбящих и озлобленных! Да не оставит Она ходатайства за нас перед Своим возлюбленным Сыном! Аминь.

Анастасия СВИНЦОВА

Фото Анастасии РУМЯНЦЕВОЙ и из Интернета

Использованные источники:
http://www.pravoslavie.ru
https://ru.wikipedia.org
http://predanie.ru
http://www.torirem.ru

Наверх