Новости

13 февраля 2018

15 февраля — Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Накануне, 14 февраля, в 17 часов в нашем храме состоится торжественное всенощное бдение, а в сам день праздника будут совершены две Божественные литургии, в 7 и 10 часов утра.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко,
по глаголу Твоему с миром».

Эти слова молитвы «Ныне отпущаеши» звучат в православном храме на вечернем богослужении каждый день. Но сегодня мы произносим их потому, что они непосредственно относятся к совершаемому торжеству — празднику Сретения Господня (служба Сретения, вел. вечерня, стихиры на стиховне, 1-й стих).

Церковное богослужение Сретения Господня основывается на известном из Евангелия историческом событии (Лк. 2, 22–39), когда на 40-й день по Рождестве Христовом Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, принесла своего Сына, Богомладенца Иисуса, в Иерусалимский храм.

По законному требованию, которое отражено в 1-й паремии праздника, все еврейские дети-первенцы мужеского пола в сороковой день после рождения представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождавший новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме. Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник — опекун Богомладенца, так же, как и обычные родители, принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери — двух голубиных птенцов.

Богослужение праздника нам напоминает, что по повелению Святого Духа в Иерусалимский храм встретить Младенца Иисуса и Его Матерь пришли два праведника — старец Симеон и пророчица Анна. Они проразумели, по внушению Святого Духа, в Богомладенце — Небесного Человека и Бога Слова во плоти, пришедшего спасти младенца умом — падшего Адама.

В лице Девы Марии их духовным очам предстала «Владычица Богородица, чистое Жилище Богу, небесная Дверь, херувимский Престол, Скиния Господа, Его многосветлый Чертог» (служба Сретения, вел. вечерня, 1-я стихира на стиховне). Принесение Богомладенца Иисуса в храм Пречистой Девой эти праведники поняли не как исполнение долга очищения, но как способ уверить людей в истинном приятии Спасителем плоти от Девы. Христос как Господь, очищающий всех людей от грехов и сохранивший Пречистою Свою Матерь — Деву, Сам не нуждался в жертве очищения.

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, движимые Святым Духом, встретили Святое Семейство во внутреннем дворе Иерусалимского храма.

Из церковных песнопений видно, что праведный Симеон был маститым старцем, предочистившим душу святой жизнью и делами благочестия. Он происходил из священнического рода и, вероятно, за обилие благодатных дарований назван в богослужении «святителем» (служба Сретения, вел. вечерня, 2-я стихира на стиховне). Согласно церковному преданию, Симеон, богословски и филологически блестяще образованный муж, живший в Иерусалиме, был одним из авторов перевода Библии на греческий язык, предпринятого в Александрии Египетской, культурной столице всего эллинистического мира, в III–I вв. до Рождества Христова и известного в науке как «Перевод 70 толковников» (лат. Септуагинта). В числе других ученых он прибыл туда по приглашению египетского царя Птоломея II Филадельфа (285–246 гг. до Р. Х.), известного любителя просвещения, заботившегося о пополнении своей уникальной библиотеки, и, получив отдельное помещение в уединенном месте у Фаросского маяка, вскоре приступил к работе. По промыслу Божию, ему выпал жребий переводить книгу именно пророка Исайи, названного позднее «ветхозаветным евангелистом». Когда Симеон дошел до известного пророческого места о рождении Мессии: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23), то глубоко задумался над словом «Дева» и недоумевал, как передать его в переводе. По одной версии этого предания, он хотел было уже выскоблить его и заменить словом «Жена», но во время своих «сумнительных помышлений» чудным видением Ангела был удержан от исполнения этого намерения и получил от него обещание «не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня» (Лк. 2, 26).

От иудейского историка Иосифа Флавия известно, что Ветхий Завет в переводе Семидесяти использовался в Палестине, а иудеи-христиане внесли его в христианскую Церковь.

По другой версии, праведный Симеон высказал недоумение уже при возвращении на родину своим спутникам. Переходя вброд реку, он снял с руки перстень, бросил в воду и сказал при этом: «Если найдут его, то могу поверить изречению пророка по букве». Остановившись затем на ночлег в одном местечке близ этой реки, он купил себе на ужин рыбу. Когда после приготовления он сел есть, то, к общему изумлению, нашел внутри ее свой перстень.

Пророчица Анна — дочь Фануила, из колена Асира, упомянутая в Евангелии от Луки в рассказе о Сретении Господнем, как «достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 36–37). Анна — единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей. Постоянное пребывание Анны в храме можно было бы объяснить существованием особого чина вдовиц, которые имели свое служение (например, молитвенное) при Иерусалимском храме. Увидев рожденного Спасителя, Анна в подтверждение пророчества Симеона Богоприимца (Лк. 2, 29–35) пошла проповедовать благую весть о Мессии «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 38).

Когда праведный Симеон подошел в храме к Пречистой Деве, с благоговением глядя на Нее и на Богомладенца, Она сказала ему: «Симеон, носитель несказанных тайн! Прими на руки, как Младенца, Господа славы и спасение мира … на Которого ты надеялся. Он — Божественное утешение Израиля, Владыка закона и Исполнитель законного порядка» (служба Сретения, вел. вечерня, 4-я стихира на стиховне; утреня, канон, 1-й и 2-й тропари 4-й песни).

Старец поклонился до земли Богоматери и сказал: «Радуйся, Чистая! Ты, как престол, держишь Бога и носишь Огнь… Боюсь объять Бога — Младенца… Правда, Исайя некогда очистился принятым от Серафима углем…» (служба Сретения, утреня, канон, 1-й и 3-й тропари 5-й песни).

С этими словами Симеон, трепеща, простер свои руки, взял в объятия Предвечное воплощенное Отчее Слово и облобызал Его. Затем старец исповедал Богомладенца Владыкой жизни и смерти и пророчески возвестил о грядущем страдании Его на Кресте, смерти, воскресении и просвещении Им спасаемых народов (служба Сретения, вел. вечерня, 7-я стихира на литии).

Все эти Священные события очень близки каждому православно верующему человеку не только через знание Евангелия, но и в силу непосредственного участия в них однажды в своей жизни.

По церковным правилам, на 40-й день жизни младенец приносится в храм для воцерковления. Мать передает его священнику, подобно тому, как это сделала Богородица. Служитель алтаря приемлет его на свои руки, подобно праведному Симеону, и, образуя из младенца на воздухе крест, восклицает: «Воцерковляется раб (или раба) Божий, во имя Отца и Сына и Святого Духа! Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему».

Далее священник идет на середину храма и здесь произносит слова: «Воцерковляется раб (или раба) Божий, во имя Отца и Сына и Святого Духа», добавляя: «Посреде церкви воспою Тя!»

Подходит к Царским вратам алтаря, снова поднимает ребенка во образ креста и в третий раз говорит слова: «Воцерковляется раб (или раба) Божий, во имя Отца и Сына и Святого Духа!» И если это младенец мужского пола, священник идет с ним в алтарь и, обойдя престол, выходит из алтаря. По совершении чина младенец полагается на солее (возвышенном месте перед иконостасом), откуда мать уже сама должна воспринять его, как от лица Господа .

По изъяснению архиепископа Иннокентия, с принесением нас в храм и воцерковлением мы приняли многие права и обетования. Вместе с тем на нас возлагаются важные и священные обязанности, чтобы «стать до конца, без отказа Божиим достоянием, не вообще «чадом Божиим», но сыном или дочерью Божиими, вступающими в тот же путь, каким шел Господь наш Иисус Христос». В свете этого мы может воспринять нашу собственную земную жизнь с ее понятными житейскими заботами как служение Богу. Семья, работа, родной город, страна тогда становятся священным служением, жизнью во Христе. «Мы должны чистотой своей жизни, светом, льющимся из меня, правдой моих поступков, истинностью своих слов, всем нашим существом быть свидетелями Христа». Аминь.

Иерей Андрей ДОРОХИН

Использованные источники:
Толкование на паремии. — М.: Сретенский монастырь, 1997
Вениамин (Милов), епископ. Чтения по Литургическому Богословию. — Киев: Дух и Литера, 1999
Николай Погребняк, протоиерей // Рубан Ю.И. Сретение Господне. Опыт историко-литургического исследования. — СПб., 1994
Василиадис Н. Библия и Археология. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003
Николай Погребняк, протоиерей // Дмитриевский А.А. Праздник Сретения Господня у гроба праведного Симеона Богоприимца в Катамонасе близ Иерусалима. — СПб., 1907
Иннокентий, архиепископ Херсонский. Слово на день Сретения Господня // Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников. — М.: Благовест, 1991
Сретение Господне // Антоний, митрополит Сурожский. Труды. — М.: Практика, 2002
http://days.pravoslavie.ru
http://spasskiy-listok.narod.ru

Наверх