Новости

14 мая 2018

Проповедь в праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

14 мая на Божественной литургии по запричастном стихе протоиерей Николай Скурат произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

В сей день мы одновременно отмечаем ряд праздничных событий. Это и последние дни Святой Пасхи — через день уже отдание праздника, и прославление Божией Матери ради Ея чудотворного образа, именуемого «Нечаянная Радость», почти 74 года пребывающего в нашем святом храме, и память преподобного Пафнутия Боровского, святой благоверной грузинской царицы Тамары и других святых. Наше празднование усугубляется особо торжественным архиерейским богослужением.

Всякий праздник православных христиан — это радостное торжество осознания могущественной помощи, которую Господь являет людям Своим, тем, которые верят в Него, молятся Ему, просят и получают от Него все самое важное и необходимое для их спасения.

Мы живем в седьмой день мироздания, когда Бог не совершает грандиозных творческих актов, или, как говорит Священное Писание, Господь «почил от всех дел Своих» (Быт. 2, 3). Но, не совершая дел миротворения, Бог не оставляет попечением Свое творение. Эта постоянная забота Бога о мире в целом и о каждом Своем творении в отдельности именуется Промыслом Божиим.

Святитель Филарет Московский, имевший исключительный дар Божий точно и лаконично выражать самые сложные богословские проблемы, так определяет понятие Промысла Божия: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям» («Пространный христианский катехизис Православной кафолической Восточной Церкви»).

Действие Промысла Божия замечательно видно на примере бытия и нашего храма и сей святой чудотворной иконы в ушедшем ХХ веке.

Перед этим образом, когда он находился в кремлевском Благовещенском храме, молились святые царственные страстотерпцы, столетие гибели которых мы отмечает в этом году.

Когда Кремль в 1918 году был закрыт для доступа на несколько десятилетий, настоятелю Благовещенской Церкви на Житном дворе протоиерею Николаю Лебедеву удалось спасти чтимую верующим народом икону от поругания и последующего уничтожения вместе с Благовещенским храмом. Он смог вынести икону из храма и из Кремля и поместил ее в соседний храм святителя Николая Стрелецкого, а затем уже, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, вместе с иконой перешел в храм Похвалы Божией Матери в Башмакове. Этот храм стоял рядом с Храмом Христа Спасителя и тоже был разрушен, но — увы! — не восстановлен до сих пор.

Советская власть не только уничтожала храмы и преследовала духовенство и деятельных мирян, но и пыталась разрушить единство Русской Церкви. Спровоцировав церковный раскол, большевики стали поддерживать раскольников-обновленцев и преследовать Патриаршую Церковь и верных Ей верующих мирян.

Обновленцы писали доносы на священников-тихоновцев, как назывались тогда верные святителю Тихону и его Патриаршей Церкви батюшки, и добивались их ареста. Многие из этих священников мученически погибли и стали новомучениками Церкви Русской. А осиротевшие храмы советская власть отдавала обновленцам, которые были непопулярны в народе за свою братоубийственную деятельность, самочинные новшества в богослужении и смущающую собственную личную жизнь. Раскольники быстро приводили такой храм в упадок, часто даже сами просили советскую власть о его закрытии, забирали его святыни и ценности и перебирались в новый отнятый у православных храм. Вместе с захватившими икону Божией Матери «Нечаянная Радость» обновленцами эта святыня перемещалась из храма в храм, пока не попала в крупный обновленческий центр — храм Воскресения в Сокольниках, где и застала ее Великая Отечественная война.

Русская Православная Церковь подошла к началу войны в очень тяжелом положении. На свободе и на кафедрах во всем огромном Советском Союзе оставалось всего 4 архиерея. Остальные были или расстреляны, или в тюрьме, или в концентрационном лагере, или в ссылке. В середине 1939 года в СССР оставались незакрытыми, по разным оценкам, от 100 до 400 храмов из 70000, действовавших в Российской империи до революции. Из существовавших ранее более чем 1000 монастырей в это время в СССР не было ни одного.

Наш храм неоднократно пытались закрыть под разными предлогами. Многие клирики храма разделили страдания и смерть с новомучениками. Ценности храма были изъяты в 1922 г. В начале 1930-х гг. были разбиты и сброшены колокола, металл которых пошел на украшение фасадов здания библиотеки имени Ленина. Последняя предвоенная попытка закрыть наш храм была предпринята перед 22 июня 1941 г. Это воскресенье должен было стать днем последнего богослужения в Ильинском храме перед его закрытием.

Но общая беда — начавшаяся война — разрушила планы безбожников, и с первого же дня войны развернувшаяся патриотическая деятельность нашей реально гонимой Церкви, Ее молитвы и промыслительная помощь Божия существенно и фактически чудесно изменила положение Церкви и верующих в советском атеистическом государстве и даровала нашему народу победу в этой мировой войне.

Трудами всего верующего народа Русской Православной Церкви, верующих Москвы и нашего прихода в частности осуществлялась вся возможная в то время помощь раненым бойцам и их семьям, семьям погибших воинов. На непосредственную помощь фронту собирались по копейкам большие средства, передаваемые советскому правительству.

Наш храм, духовенство и прихожане из последних средств жертвовали на защиту Отечества. И собирали немало. Только к февралю 1942 года в значительно обезлюдевшем, как и вся Москва в этот период, приходе Илие-Обыденской церкви было собрано 50000 рублей, что по стоимости составляло четверть танка Т-34. А такие сборы проводились регулярно. За большую патриотическую деятельность настоятель нашего храм протоиерей Александр Толгский представлялся к награждению медалью «За оборону Москвы», но не был ее удостоен, т. к. его родной брат протоиерей Николай Толгский считался «врагом народа» и был расстрелян за веру в Казахстане. Ныне священномученик Николай Толгский — в лике святых новомучеников.

Наблюдая широкую патриотическую деятельность духовенства и верующих почти четверть века гонимой и уничтожаемой Русской Православной Церкви, правительство СССР перестало поддерживать раскольников-обновленцев и несколько улучшило отношение к Русской Церкви, разрешив избрать Патриарха, возвратив на служение оставшихся в живых священников, открыв некоторые храмы.

Потеряв государственную поддержку, давно лишившиеся поддержки в верующем народе раскольники стали каяться Патриарху за свою деятельность и массово просить о возвращении в каноническую Патриаршую Церковь.

Тогда встал вопрос и о захваченных обновленцами московских святынях. В их числе была и чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», перед которой мы сегодня молимся.

Священник-патриот Александр Толгский просил Святейшего Патриарха о возвращении иконы в ее исторический район, в котором единственным действующим храмом оставался наш Илие-Обыденский храм. Уменьшение противодействия властей жизнедеятельности Церкви способствовало осуществлению ее главного служения — спасению людей. Учитывая заслуги протоиерея Александра Толгского и его прихода в деле борьбы с врагом и в улучшении положения Русской Церкви в советском государстве, Святейший Патриарх Сергий такое разрешение незадолго до своей кончины (+15 мая 1944 года) дал, и икона со всеми осторожностями военного времени (до Победы оставался еще год войны!) была перенесена в храм пророка Илии в Обыденском переулке, и с тех пор по пятницам вечером перед ней совершается торжественный акафист. Эта традиция является, тем самым, памятью о вкладе нашего прихода в народную Победу над Германией, о разрушении обновленческих козней, о подвиге веры, молитвы и любви к Отечеству нашего духовенства и мирян.

Мы ясно видим здесь действие Промысла Божия, так как даже злое фашистское нашествие неожиданно вызвало ряд событий, приведших к сохранению нашего храма от закрытия и разорения, а всю Русскую Церковь к некоторому возрождению, прекращению обновленческого раскола и расширению своей спасительной деятельности.

Благодаря этому и мы с вами сподобились святого Крещения и обретению Бога и Его Церкви, которая ведет нас ко спасению.

Отец Александр Толгский, не удостоенный награды светской, получил для всех нас великую и утешительную награду — чудотворную икону Божией Матери «Нечаянная Радость», а его убиенный за веру брат стал новым святым нашей Церкви — священномучеником Николаем Толгским, покровителем нашей столицы, где он священствовал, и ее православного народа.

По милости Божией, на Пасху 1945 года война закончилась победой над фашистской Германией, и четыре года молитв, трудов, слез и человеческих потерь завершились радостью Победы земной и Победы светлого Христова Воскресения, осушавшего слезы от потерь надеждой Жизни Будущего Века.

Трудности после грехопадения были в этом мире и будут до его конца. Но у верующего человека всегда есть надежда на благой Промысл Божий, на  помощь Божию по ходатайству Царицы Небесной и святых угодников.

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите», — говорит апостол Павел (1Фес. 5, 16–18).

И Матерь Божия, Усердная Заступница всех верующих в Ее Божественного Сына, всегда молит Господа о даровании верным христианам радости.

Нам остается быть истинно верующими и верными, то есть иметь твердую надежду на Бога и свидетельствовать свою православную веру в Него делами христианской любви к ближнему. Аминь.

Христос воскресе!

Наверх