Новости

16 февраля 2018

Проповедь в престольный праздник правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

16 февраля на Божественной литургии по запричастном стихе иерей Андрей Дорохин произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Просвещают сиянием мысленным, яко солнце и луна подсолнечную,

Анна целомудренная и пророчица, старец же Симеон славный.

Ихже ради нас, Человеколюбче Господи, греховные тьмы избави
(тропарь канона, 9-я песнь).

Услышим эти имена, дорогие братья и сестры, — Анна пророчица и старец Симеон — и сразу мысленно обратимся к церковному торжеству, празднику Сретения Господня. Апостол и Евангелист Лука повествует: «…Принесли Его (младенца Иисуса Христа) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как писано в законе Господнем (Моисееве). Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый… и Дух Святой был на нем. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости… которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 22–38).

Вот эту Встречу (а по-церковнославянски «Сретение») людей святых и Бога мы сегодня духовно переживаем. Как все удивительно сложилось, что все встретились в одно и то же время в храме. Они не просто находились в это время в храме, а специально пришли туда для этой встречи. Ведь кроме семьи и младенца Иисуса Христа, там могли быть и другие семьи и младенцы! Трудно себе представить, а что было бы, если Симеон и Анна не пришли бы в это время в Иерусалимский храм или не узнали бы младенца?! На это можно ответить только одно — водительством Святого Духа святой Богоприимец Симеон и Анна пророчица пришли в храм, узнали и встретили младенца Христа с Его Пречистой Матерью и праведным Иосифом.

Можно сказать так: «Та, жизнь которой была наполнена делами веры, верой увидела Христа в простом младенце, без чудес и знамений славы, ибо одной только верой узнают Его» (протоиер. Иоанн Леванда, Настольная книга священнослужителя, т. 7, с. 702).

Конечно, мы современные христиане, можем сказать, что такое особое водительство Духа Святого могло быть только у святых людей, подобных праведному Симеону и пророчице Анне. Да, несомненно, это так, но каждый христианин как член Церкви призван внутренне руководствоваться в своей жизни голосом совести и внешне заповедями Божиими.

При этом бывают и у простых людей ситуации, когда они поступают особым образом, казалось бы, «очень неправильно» в духовной жизни, но при этом тот результат оказывается очень правильными. Наш с вами современник, протоиерей Геннадий Фаст, рассказывает такую историю. На одном из городских православных лекториев, которые вел отец Геннадий, была преподаватель художественной школы. И вот однажды, вдруг среди «бела дня», он слышит пронзительное внутреннее повеление: «Иди и скажи ей, что надо креститься». Он знал, что преподаватель не крещена, знал, что она работает в художественной школе, но ни разу там не был. Батюшка идет наугад в эту школу, спрашивает, работает ли у них такая-то. Ему отвечают, что работает и сейчас у нее урок. После этого он идет в класс, вызывает учителя, а время было тогда еще советское, перестроечное. Мы можем только догадываться, какое впечатление он произвел на всех. И говорит этой женщине: «Завтра у вас крещение. — Да? — Да. — А что нужно для крещения? — То-то и то-то». На следующий день она пришла в храм, приняла святое крещение, и с тех пор всю жизнь с Богом — стала активисткой на приходе и преподавателем в православной гимназии. Отец Геннадий признается, что он поступил «по всем статьям неправильно»: нельзя было прерывать урок, тем более в школе, к которой он не имел никакого отношения, назначать на завтра крещение человеку, с которым не было даже и разговора о крещении накануне. Но вот результат! Он называет это «водительством Святого Духа» (Духовники о духовничестве, с. 65). То есть произошла встреча Бога и человека, т. к. один человек принял таинство Крещения, а другой тоже встретил Бога, но уже умозрительно, и ответил на Его призыв.

Об этом еще можно сказать словами святителя Феофана Затворника: «Встретить Бога — значит, чтобы Его Дух царствовал на нашим умом» (Настольная книга священнослужителя, т. 7, с. 704).

Конечно, нам, современным людям, трудно определить ту степень царствования Бога над нашим умом, которая необходимым образом приведет ко встрече с Богом. Но опять же нас подкрепляет святитель Феофан: «Стремление человека и стремление Бога встретиться — оно и устроится», т. е. святитель говорит не о каких-то особых духовных дарованиях человека, особом образе жизни человека, а о стремлении к Богу, искании Его.

Таким образом, радостно взирая на святых покровителей нашего храма по одному из престолов его, праведного Симеона и пророчицу Анна, будем стремиться быть умом с Богом, держаться храма всю жизнь и откликаться душой на те призывы, которые послужат основанием встречи других людей с Богом.

Литература:
Священное Писание Нового Завета. — Киевско-Печерская Лавра, 2015.
Настольная книга священнослужителя. Т. 7. — М., 1994. Слова и речи. СПб, 1821.
Леонид Виноградов. Духовники о духовничестве. Благочестие. — М., 2017.

Наверх