Новости

27 мая 2023

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

В это воскресенье Святая Церковь празднует память трехсот восемнадцати отцов Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.), осудившего арианскую ересь.

«Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал
Мне, и они сохранили слово Твое» (Ин. 17, 6).

Эти слова святого Евангелия читаются в Неделю 7-ю по Пасхе на литургии, это слова молитвы Спасителя, которыми Он обращается к Богу Отцу.

Вообще вся 17-я глава Евангелия от Иоанна в богословии именуется «Первосвященнической молитвой», так как главным предметом молитвы Спасителя является предстоящая великая жертва Христова и ее великое значение для всего мира.

Первосвященническое служение и связанная с ним Первосвященническая молитва выражают ту сторону жизни и дела Христа Спасителя, которая состоит в искуплении Им падшего человечества. Искуплении от греха через вольное самозаклание, через крестную жертву, приносимую Богу Отцу, в которой Господь Иисус Христос одновременно «Приносяй», Первосвященник, и «Приносимый», Агнец-жертва (Литургия Иоанна Златоустого, Молитва Великого входа).

К первосвященническому служению относится и то, что связано с искуплением и является плодом жертвы примирения, то есть восстановления падшего образа в человеке, его обожение, поэтому Господь и молится о соблюдении и освящении учеников, то есть о прославлении их и всех, имеющих уверовать «по слову их» (Ин. 17, 20).

Первосвященническая молитва — это и молитва о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. По этой причине Святая Церковь установила ее как евангельское чтение в день празднования святых отцов I Вселенского Собора, память которых мы сегодня совершаем.

I Вселенский Собор собрался в Никее в 325 году. Собор был собран по инициативе святого равноапостольного императора Константина. На соборе, общим числом 318 епископов, была осуждена арианская ересь, которая «признавала Иисуса Христа, Сына Божия, не Богом, Отцу единосущным, а Существом сотворенным, хотя и совершеннейшем из всех сотворенных существ» (архиепископ Аверкий Таушев).

То, что открывала первосвященническая молитва Спасителя, — единство Бога воплощенного (Сына) с Богом невидимым (Отцом), грубо попиралось арианской ересью. Отцы Собора отвергли арианскую ложь и не просто восстановили тринитарное Православное учение, а уточнили его, выразив это в Символе веры, который мы сегодня с вами знаем, где ключевым словом является прилагательное «единосущный», характеризующее отношение между Отцом и Сыном.

Подлинных деяний Собора не сохранилось, но до нас дошли уже упомянутый Символ веры, 20 церковных правил, список участников Собора, соборное послание к Александрийской Церкви и постановление Никейского Собора «О времени празднования Пасхи», так называемая Александрийская Пасхалия. Эти решения Собора для нас сегодняшних христиан имеют непреходящее значение — молитва Символ веры сопутствует нам всю жизнь, непогрешимость постановления Никейского Собора о дне празднования Пасхи засвидетельствована схождением Благодатного огня, а большинство канонов Никейского Собора касаются лиц священного сана. В церкви мы сейчас не делаем земных поклонов в период Пятидесятницы так же, как и во все воскресные дни — и это тоже определено отцами Собора в 20-ом правиле.

Все это показывает, что молитва Господа Иисуса Христа о Своих учениках услышана Отцом. И если Отец и Сын единосущны, то разве может молитва остаться неуслышанной? Мы видим, что ученики сохранили переданное им слово и передали его другим, уверовавшим по слову их. То есть Первосвященническая молитва сосредоточена на учениках настоящих и будущих, и на нас с вами тоже. Чтя память Отцов I Вселенского Собора, мы усваиваем их церковное наследие, становимся их учениками и таким образом попадаем в область действия Первосвященнической молитвы Спасителя, в число его учеников. И здесь нет противопоставления — ученики настоящие и будущие, есть только противопоставление учеников, т. е. Церкви, и мира — «да познает мир» (Ин. 17, 23). И также возникает очень важный момент для нас, тех, кто познает опыт Святых Отцов, — в какой степени мы приобщимся к их опыту, в такой степени мы станем единым с ними. Именно о таком единстве говорит монах Ефим Зигабин, толкуя 11-й стих — «да будут едино» (Ин. 17, 11): «это единство веры в Иисуса Христа и взаимной любви, о чем Иисус Христос прежде много говорил».

И тогда это будет живым выражением нашего почитания святых отцов I Вселенского Собора, и мы сможет стать соучастниками той радости, о которой говорит Спаситель в заключительных словах Своей молитвы: «чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17, 13). Аминь.

Cвященник  Андрей Дорохин

Использованные источники:
1. Ефимий Зигабен. Толкование на Евангелие. — С.-Петербург: Общество свт. Василия Великого, 2000
2. Аверкий (Таушев), архиепископ. Семь Вселенских Соборов. — М., 1996
3. Служебник в II-х ч. — М.: Издательский отдел МП, 1991
4. Александр Туринцев, протоиерей. Разъяснение воскресных и праздничных Евангельских чтений.  С.-Петербург, 1995
5. Петр (Люилье), архиепископ. Правила первых четырех Вселенских Соборов.  М.: Сретенский монастырь, 2005
6. http://odigitriya-hram.ru
7. http://new.eparhia-saratov.ru

Наверх