Новости

04 июня 2017

Паломничество по Москве: вокруг Лубянки

Преподаватели и учащиеся воскресной школы продолжили паломничество по храмам и монастырям Центрального викариатства.

Группа побывала в храме святителя Николая в Дербенях (фото 1, 2). Этот приход известен с 1635 г. В древности здесь, возможно, были «дебри» — места, заросшие густым, непроходимым лесом. Современное здание трехпрестольного храма построено в 1895 г. (архитектор К. М. Быковский). Главный престол — во имя святителя Николая, боковые — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобного Сергия Радонежского. В 1929 г. разобрали колокольню и завершение закрытого к тому времени храма. Внутри находился гараж Московского округа ПВО. Богослужения в храме возобновились в 1994 г., с 2000 г. по настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы.

Далее паломники проследовали к улице Сретенке по Просвирину переулку. Этот переулок назван так по дому вдовы, выпекавшей просфоры для храма Спаса Преображения в Пушкарях. Когда-то здесь находилось поселение московских артиллеристов и отливщиков бронзовых пушек и колоколов. Каменная пятиглавая Преображенская церковь с Никольским приделом была возведена на улице Сретенке между Просвирниным и Головиным переулками в 1681 г. на собственные средства московских пушкарей на месте разобранной деревянной церкви. В 1935 г. храм был снесен «по просьбе трудящихся», которые жаловались на колокольный звон, нарушающий их отдых и покой. Сейчас на этом месте находится Структурное подразделение №1 Пушкинского лицея №1500.

В Большом Сергиевском переулке до 1935 г. была церковь преподобного Сергия Радонежского в Пушкарях «у Трубы». В этом храме с 1913 по 1922 гг. служил священномученик протоиерей Николай Толгский. Его средний брат, протоиерей Александр Толгский, был настоятелем храма Илии пророка в Обыденном переулке в 1936–1962 гг. На месте снесенного Сергиевского храма сейчас находится пятиэтажное здание, где располагается УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве.

Следующим местом паломничества стал храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (фото 3, 4). История Печатной слободы связана с историей возникновения печатного дела на Руси. В 1553 г. Иван Грозный по совету митрополита Макария решил устроить в Москве книгопечатню, для чего повелел возвести особый дом на Никольской улице, получивший название Печатный двор. Печатное дело требовало многих рабочих рук, наемные мастеровые являлись в Москву из разных мест. Многие печатники жили первоначально на Никольской улице (близ Печатни), а частью в Кремле. Потом они стали селиться вдоль пути в Троице-Сергиев монастырь. Эта дорога впоследствии стала Сретенской улицей и приводила к каменным Сретенским воротам, построенным знаменитым зодчим Ф. С. Конем, как и стены Белого города в 1586–1593 гг. Первое упоминание о деревянной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, за каменными Сретенскими воротами Белого города, относится к 1631–32 гг. Она именовалась «в Земляном городе», «в Печатной слободе у Сретенских ворот», «за Устретенскими воротами Белого города, в Печатниках». В советское время в 1937 г. храм был закрыт, помещения церкви занял трест Арктикпроект. В 1991 г. храм вернули Русской Православной Церкви. Здесь наши  паломники помолились перед иконой священномученика Николая Толгского, поклонились святыням храма.

Группа посетила Богородице-Рождественский женский монастырь (фото 5–8) — один из первых, воздвигнутых в честь победы русского народа на Куликовском поле и посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы. Обитель была основана в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью героя Куликовской битвы — князя Владимира Андреевича Храброго, чьи действия на поле боя решили благополучный исход великого сражения. Монастырь находился на левом, крутом, берегу реки Неглинной. Эти земли входили во владение князя Владимира Андреевича. Княгиня Мария сама приняла здесь иноческий постриг под именем Марфа. Первыми насельницами обители стали вдовы, матери и сироты воинов Куликовской битвы (по свидетельству летописца, лишь третья часть русского войска вернулась с поля битвы). После кончины мужа, серпуховского князя Владимира Андреевича (+1410), и семерых сыновей здесь же приняла монашество и княгиня Елена Ольгердовна, которая тоже обустраивала этот монастырь. В 1525 г. в обители была насильственно пострижена великая княгиня Соломония Сабурова (в будущем преподобная София Суздальская), первая супруга великого князя Василия III. В 1922 г. монастырь закрыли. На его территории устроили обычные коммунальные квартиры, которые располагались даже в Рождественском соборе. В 1993 г. обитель была возвращена Церкви. Обыденские паломники побывали в древнем соборе Рождества Пресвятой Богородицы, построенном в 1501–1505 гг.

На улице Рождественке находится храм святителя Николая в Звонарях (Николы Божедомского) (фото 9, 10). Церковь первоначально принадлежала «Убогому дому». В XVI в. на Рождественке поселились звонари колокольни Ивана Великого, образовалась Звонарская слобода, появилось название «в Звонарях». Современное здание четырехпрестольного храма построено в 1762 г. архитектором К. И. Бланком. В середине XVIII в. граф И. И. Воронцов приобрел здесь участок для своей усадьбы. Именно он и выстроил новую церковь Николы в Звонарях как свою домовую. В советское время в 1934 г. храм закрыли. В 1994 г. он был передан Московской Патриархии для учреждения Пюхтицкого подворья.

Рядом, в Варсонофьевском переулке, в XVIXVIII вв. находился Варсонофьевский монастырь, который был основан матерью святителя Московского Филиппа (Колычева), инокиней Варсонофией, необычайно милостивой к нищим и хоронившей на свои средства безродных странников на близлежащем кладбище для погребения странников, убогих и погибших насильственной смертью. После упразднения монастыря в 1765 г. действовала монастырская церковь Вознесения Господня. Она была снесена в 1931 г., на ее месте выстроено здание поликлиники МВД.

Далее паломники проследовали к храму Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, «что на Лубянке» (фото 11, 12). Церковь известна с 1480 г. Пушечный двор был создан Аристотелем Фиораванти в конце XV века. Это был государственный завод, на котором изготавливались пушки и колокола. Здесь целой слободой селились литейщики и кузнецы. Заготовительный материал для литья пушек хранился в специально устроенных пушечных избах, располагавшихся на углу Кисельных переулков (здесь варили поминальные кисели), которые примыкали к кладбищу. Храм на Пушечной улице основали новгородцы (переселенцы из Великого Новгорода, покоренного Москве при Иване III) в память родного своего города (храм Святой Софии — главный собор Великого Новгорода). Первоначальная церковь была обыденной и имела придел Никиты Новгородского. Современное здание трехпрестольного храма построено в 1875 г. архитектором О. И. Бове. Главный престол освящен в честь Софии Премудрости Божией, южный придел — во имя Казанской иконы Божией Матери, северный — в честь святителя Николая Мирликийского. В конце 1920-х годов церковь передали для нужд НКВД, использовалась она как складское помещение. В 2001 г. храм вернули Церкви, он был отреставрирован при содействии ФСБ и на пожертвования его сотрудников.

Паломники осмотрели храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, что под Вязом (фото 13). Уточняющее название этого храма — «под Вязом» — возникло из-за огромного вяза, который до 1775 года рос здесь перед алтарем. Храм ныне является духовным центром Российского православного университета святого Иоанна Богослова.

Группа побывала на месте разрушенного храма святителя Николая, прозванного «Никола Большой Крест». Церковь построили в 1688 г., ее главный престол был освящен в честь Успения Божией Матери, придел — во имя святителя Николая Чудотворца. Для украшения пятиглавого храма создатели пригласили самых лучших мастеров, и он стал выдающимся памятником того времени. Это была одна из наиболее известных и красивых церквей Москвы. В храме находился огромный, саженной высоты, деревянный крест. Он был сделан по образцу креста, изготовленного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре на острове Кие. В кресте находилось 156 мощевиков с частицами мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру креста. Имелся обычай приводить в этом храме к «крестному целованию» — присяге — людей, ведущих судебные тяжбы. Храм разрушили в 1934 г., сейчас здесь сквер. Пышный золоченый иконостас конца XVII в. из церкви Николы Большой Крест был перенесен в трапезную Сергиевскую церковь Троице-Сергиевой лавры.

Учащиеся воскресной школы посетили храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Старых Панех (фото 14–16). В XVIXVII столетиях здесь было урочище «Старые Паны», где находился польский панский двор, торговое и дипломатическое представительство Польши в Москве. Тут жили поляки, народ нередко называл это место просто «Паны». А поскольку рядом с церковью помимо польского представительства находилась слобода, где жили патриаршие певчие, то к названию церкви добавилась приставка «в Певчей слободе» или в «Старой Певчей». В 1640 году к церкви Космы и Дамиана, оказавшейся на территории слободы патриарших певчих, с севера был пристроен Успенский придел. В 1640 г. жителями певческой слободы была инициирована необычная для древнерусского зодчества двухшатровая пристройка. Тогда церковь получила второе название — Успения Пресвятой Богородицы, что в Старой Певчей.

Группа побывала также в храме Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье (фото 17, 18).

Паломничество было организовано ответственной за деятельность воскресной школы и работу с молодежью Т. В. Качалой, рассказы о храмах подготовили паломники.

Автор фото Т. В. Качала

Наверх