Икона Божией Матери «Казанская»

Празднование:  8/21 июля, 22 октября / 4 ноября

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят.
С. М. Городецкий

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, / Пресвятая Дево/ Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления // всем с верою притекающим.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

После пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне Онучиной явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии. Будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани.

Русской Церковью особо почитались два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дмитрия Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков. 22 октября русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее князем Пожарским Казанском соборе на Красной площади. После разрушения собора почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский собор в Елохове.

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

Казанская икона — вне сомнения, самый почитаемый в нашей стране Богородичный образ. Уже к началу XX века по различным епархиям Российской империи были десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы Божией Матери.

«КАЗАНСКАЯ» В НАШЕМ ХРАМЕ

Казанскую икону Божией Матери, расположенную в местном ряду иконостаса слева от царских врат, принято считать работой Симона Ушакова. Несмотря на отсутствие авторской подписи, такое предположение основано на ее «парности» образу Спаса Нерукотворного, который бесспорно принадлежит этому иконописцу. Однако Богородичная икона отличается и размерами, и некоторыми особенностями живописного исполнения. Несомненно, она создана одним из лучших мастеров оружейной палаты — так профессионально и тонко, в соответствии с новыми «живоподобными» тенденциями, написаны лики Богоматери и Младенца. По художественным качествам, по характеру мягкого, «световидного», с нежной подрумянкой, письма личного она может принадлежать кисти Симона Ушакова, но доличное на иконе, к сожалению, пострадало и сохраняет прописи более позднего времени. Вероятно, этот образ был заказан в другое время, позднее, чем «Спас Нерукотворный». Как и все иконы местного ряда, в начале ХХ века он был закрыт серебряным окладом.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею / и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

АКАФИСТ 

МОЛИТВА

О Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая помощнице и всем людем утверждение и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице чтимая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо, грешнии, не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебя рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша, Ты еси обидимым защищение. Скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и на Твой пречистый образ с превечным на руку Твоею держимым младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.