Святой пророк Илия (с 20 клеймами)

Празднование: 20 июля / 2 августа

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, / и чтим еже на Небеса / на колеснице огненней, / преславное восхождение твое.

ИСТОРИЯ ПОЧИТАНИЯ

Традиция празднования Дня святого пророка Илии связана с преданием о том, как в 1606 году под набатные звуки колокола московского храма Илии Пророка началось народное восстание против Лжедмитрия I и польских интервентов, вскоре переросшее в национально-освободительное движение, охватившее всю Россию. С XVII века празднование Ильина дня получило государственное значение. В ходе празднования царь Михаил Федорович (1596–1645) и патриарх Филарет (ок.1554–1633), желая показать свое особое отношение к пророку Божию, шли крестным ходом из Кремля к храму Илии Пророка в Китай-городе, останавливаясь по пути на Лобном месте, чтобы совершить молебен.

О глубине почитания праздника Илии свидетельствуют и рукописные церковные календари, в которых этот праздник называется «святое, огненное восхождение на небо пророка Илии». В день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где находятся храмы во имя пророка.

В народе пророк Илья олицетворяется как небесный покровитель и защитник земледелия, ведающий силами природы — дождями, грозами, от которых зависит урожай хлебов и огородных культур. Считалось, что с приходом праздника Ильин день пора начинать жатву хлебов и заканчивать сенокос.

ОБРАЗ ПРОРОКА ИЛИИ В НАШЕМ ХРАМЕ

Образ святого Илии Пророка с двадцатью клеймами жития, достаточно крупный по размерам, — одно из самых ранних иконописных произведений в нашей церкви. Он расположен на традиционном месте главной храмовой иконы, вторым справа от царских врат. В отличие от более распространенного вариант иконы «Пророк Илия в пустыне», в среднике этого образа представлено несколько сюжетов, Это чудесное насыщение ангелом, переход святого пророка Елисея через Иордан и главная тема праздничного величания святому Илии — восхождение на небо на огненной колеснице, когда он оставил свою милоть ученику. Сюжеты клейм посвящены всем основным событиям жизни святого, начиная с его рождения и до перехода с пророком Елисеем через Иордан. Многофигурные композиции отличаются изысканной, легкой графикой рисунка и теплой палитрой локальных цветовых пятен, типичной для иконописи годуновского времени.

Судя по стилю исполнения, образ создан в конце XVI — начале XVII века.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, / свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти / и прокаженныя очищати, // темже и почитающим его точит исцеления.

АКАФИСТ ПРОРОКУ ИЛИИ 

МОЛИТВА ПРОРОКУ ИЛИИ

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.